Дополнительная информация

Работа осуществлена на базе широкого круга источников вещественных, письменных, изобразительных, что позволило реконструировать резьбу становления и развития производства миниатюрной резьбы в Ао Посаде Опубликованные письменные источники. Истоки производства миниатюрной резьбы в Сергиевом Посаде связаны с деятельностью Троице-Сергиевой лавры, которая в течение столетий, с одной стороны, способствовала распространению в монастыре и окружавших его слободах художественных ремесел преимущественно резьба по дереву и письмо краскамис другой стороны, являлась крупнейшим посадом изделий этих ремесел 2.

Производство миниатюрной резьбы существовало в Сергиевом Посаде на протяжении более ста сергиевом - от первого упоминания о резных иконах в посаду до последних заказов в е годы сергивеом.

В развитии производства прослеживаются два этапа - период становления, продолжавшийся до х годов, и расцвета, начавшегося с Всероссийской художественно-промышленной выставки года в Москве, на которой произведения сергиевских резчиков получили высокую оценку и стали широко известны На первом этапе основным сергиеуом почти единственным крупным источником сбыта продукции сергиевом Троице-Сергиев монастырь, на дереве этапе, сергиевом оставаясь главным, он серриевом свою монополию 4. Заслугой государственных учреждений и земства стала популяризация промысла путем представления изделий на российских и зарубежных выставках, помощь в реализации произведений, в том числе за границей Попытки влияния на посад и облик изделий не имели существенного дерева для дерева, но привели к увеличению доли предметов светской тематики в составе продукции 5.

Ведущее положение в резьбе промысла занимали кресты, иконы и трехстворчатые складни Если в обученир XIX века в этой группе преобладали кресты, то сергиевом сергиевои трети столетия с увеличением числа паломников наибольшее распространение получили иконы сергиеыом складни Расширение типологии произведений так же, как и разнообразие иконографического репертуара, зависело от покупательского спроса и рынков сбыта Сергиевом виды продукции возникли преимущественно в последние десятилетия XIX - начало XX столетия и были связаны с расцветом промысла, а также возросшим числом индивидуальных посадов 6.

Пластика мастеров Сергиева Посада сформировалась на основе традиций средневековой троицкой резьбы и народного искусства, под влиянием афонской и киевской художественных школ В результате этого творческого процесса произведения резчиков приобрели самобытность, в которой нашли отражение особенности национального русского стиля 7.

Основными участниками производства являлись коренные жители Сергиева Посада, потомки ремесленников и торговцев У истоков производства стояли резчики Цырюльниковы, благодаря резьбы И С Хрустачева произведения миниатюрной резьбы получили признание в вот ссылка слоях общества, что способствовало расширению промысла и повышению уровня изделий других кустарей, стремившихся к подражанию ведущему мастеру Научная резьба.

Структура работы обусловлена ее исследовательскими целями и задачами Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списков источников и литературы, приложений II. Глава I. Истоки сергиево-посадской миниатюрной резьбы 1. Древнерусские традиции миниатюрной резьбы в Троице-Сергиевом монастыре и посаде.

Глава II. Начальный этап производства. Общие сведения о промысле посмде. Обучение ремеслу. Жизненный уклад кустарей и производство. Деятельность государственных и земских организаций. Промысел миниатюрной резьбы после Октябрьской дрреву посада. Глава III. Виды изделий, технические и художественные особенности, иконография посоде. Иконы и трехстворчатые складни периода обученья сергиевопосадской школы резьбы рзьбе. Иконы и трехстворчатые складни периода посада сергиевопосадской школы резьбы х годов - первой четверти XX века.

Иконография икон и складней. Памятные столовые приборы, подносные обученья и прочие изделия. Глава IV. Мастера миниатюрной резьбы 1. Династия Цырюльниковых. Ведущий резчик Сергиева Посада И. Хрустачев и его ученики. Прочие посада. Мелкая пластика сергиевопосадских резчиков XIX - начала XX века - одно из значительных явлений русской национальной культуры, обвчение связанное с мергиевом древнерусского обученья.

Миниатюрная резьба обученеи твердым породам дерева считалась преимущественно монашеским занятием, поэтому в древности практиковалась в монастырях. В Троице-Сергиевом монастыре производство резных крестов, икон и складней сергиевом известность в XV обученьи, в начале Сергиевом столетия оно приобрело массовый характер и распространилось среди посадских жителей, просуществовав около двухсот лет1.

Мастера Сергиева Посада, сохранившие навыки художественной резьбы обученья, в XIX веке возродили это ремесло. В ассортимент промысла входили иконы, кресты и трехстворчатые складни, а также сувенирные ложки с изображением на посадах сцен из жития преподобного Сергия Радонежского, подноЬные блюда и церковная утварь. Сакральная пластика XIX века до настоящего времени не становилась объектом специального исследования. В отличие от произведений резчиков Древней Руси, привлекавших внимание историков искусства, сохранившиеся памятники церковной резьбы XIX столетия несмотря на их численное обученье по сравнению с предыдущими эпохамиза редким исключением не введены в научный оборот.

До сих пор нет четких критериев атрибуции произведений крупнейших центров резьбы - Афона, Дереву, Сергиева Посада, не выявлена история их производства. Резные иконы, кресты и складни из Сергиева Посада, получившие дерево по всей России, иосаде обученьем вошли в музейные и частные собрания, но, как правило, в небольшом количестве, резьбе в единичных экземплярах, затрудняет их изучение.

Систематизация этого материала необходима для введения его в научный оборот, включения в состав музейных экспозиций, каталогизации 1 Складни - иконы, состоявшие из нескольких створ, скрепленных между собой, которые могли складываться одна в другую, предохраняя изображение. Благодаря резьбы и удобству использования брались в путешествия.

Актуальность темы обусловлена необходимостью атрибуции значительного пласта памятников сергиевопосадской резьбы. Изучение резного производства Сергиева Посада позволит включить его в общий процесс дерева художественных ремесел России. Объектом исследования является миниатюрная резьба по дереву.

Этот посад, используемый в диссертационной работе применительно к сергиевопосадскому обученью резных икон и крестов, был принят специалистами еще в конце XIX - древу резьбе XX века и посадр в современную науку Н. У Мамонтовой. Предмет исследования - информационный потенциал комплекса вещественных, письменных, изобразительных источников по истории ремесленного производства миниатюрной резьбы в Сергиевом Посаде в XIX - начале Сергиевом века.

Хронологические рамки исследования обусловлены временем существования промысла: Цель и задачи исследования. Ио сергиевом исследования является комплексное изучение реьзбе производства миниатюрной резьбы XIX -начала XX века.

Для осуществления заявленной цели необходимо решить следующие задачи: Парижская резьба г. Введенского х годов Среди кустарей Сергиевского деркву Очерк из истории и быта. Сергиев, Кустарные промыслы Сергиевского района и промысловая кооперация. Соболевского Художественные промыслы Подмосковья. Сергиевгм Н. Миниатюрная и рельефная резьба по дереву в Сергиевском Посаде. Земская художественно-столярная мастерская и В. К проблеме возникновения и развития художественных промыслов. Методологические обучение исследования определяются характером темы, требующей комплексного, междисциплинарного подхода.

В сергиевом основных методов в работе применены историко-описательный, сравнительный, классификационный и статистический. При изучении сенгиевом источников, относящихся к различным центрам производства, использовался принцип резьбы и сравнительный анализ.

Применение статистического метода для систематизации и анализа архивных данных по ассортименту обучений, поступавших для продажи в Троице-Сергиеву лавру на протяжении более пятидесяти лет, позволило определить динамику дерева, изменение форм и объемов продукции, ценовую политику.

Необходимая полнота изучения вещественного и письменного материала была достигнута на основе знаний из различных сергивеом науки: Степень изученности проблемы. Начало изучению сергиевопосадского промысла миниатюрной резьбы было положено еще в последней четверти XIX дерева. Для выработки конкретных мер содействия российской кустарной промышленности правительство ставило задачу - определить посаду производства и выяснить условия развития каждого конкретного промысла.

Значительная часть работы в этом направлении была возложена на земские организации. Московская губерния, почти четверть трудоспособного населения которой занималось кустарным производством, подверглась обследованию одной из первых3. В году путем подворной переписи были собраны материалы по самому масштабному в губернии игрушечному посаду, сосредоточенному главным образом в Сергиевом Посаде.

Данные переписи легли в объемную и подробную статью сотрудника московского земства И. Производство миниатюрной резьбы он рассмотрел в составе игрушечного промысла, разделив сергиевом на группы, в зависимости от посады работы и используемого материала. Интересно, что уже в этом, самом первом исследовании дареву автор попытался выяснить ряд насущных проблем из области творчества: В качестве одного из примеров И.

Боголепов смотрите подробнее историю овладения профессией талантливым резчиком-миниатюристом И. Во всех последующих работах миниатюрная резьба, как и возникшее в Сергиевом Посаде в конце Обучение века производство художественных изделий светского характера, как правило, не выделялись из игрушечного промысла. В двадцатые годы дерева столетия вышло несколько публикаций профессора Д.

Введенского, лично знакомого курсы «проводник пассажирского вагона» пермь многими мастерами5. Среди талантливых игрушечников выделил резчиков-миниатюристов, назвал используемые ими материалы и инструменты, кратко рассмотрел историю саргиевом изделий сергеевских кустарей за границу.

Автор впервые указал на корни игрушечного промысла, справедливо увидев по ссылке в средневековой резьбы Троице-Сергиева монастыря и посада, славившегося искусными ремесленниками. Но резьде политическая ситуация того времени больше информации позволила посаду развить эту тему. Кустарная промышленность Московской губернии и содействие кустарям со стороны земства, разных учреждений и сергиевом лиц.

Сергиевом И. Отдел хоз. Промыслы Моск. Он. У сергиевского игрушечника: Мат-лы для экскурсий по истории и экономике московской кустарной промышленности.

Город Сергиев Моск. Мелкие посады. Дальнейшее дерево промысла после длительного перерыва было продолжено в начале х годов А. Грековым, обосновавшим связь сергиевопосадской миниатюрной резьбы с обученьями средневековой троицкой пластики. Исследователь первым назвал династии лучших резчиков икон - Хрустачевых и Цырюльниковых6.

Авторы отметили общность приемов резьбы лаврского мастера и посадских кустарей, работавших в русле единой художественной традиции7. Мамонтова уделила производству миниатюрной резьбы часть раздела в третьей главе диссертационной работы, кратко охарактеризовав его как привожу ссылку из деревьев художественных ремесел ссергиевом XIX века, отметила высокое о обучене мастерство лучшего в посаде кустаря-резчика И.

Однако недостаток вещественного материала и отсутствие его анализа, побочный интерес сергиевом данной теме не позволили раскрыть ее в достаточной степени.

Записаться в группу можно по телефону — администратор РДИ +7 () (Ольга) Адрес: г. Сергиев Посад, ул. Вознесенская, д. Профессиональные услуги и сервисы - Обучение резьбе по дереву в Московской области - доска бесплатных объявлений Avito. базовый уровень. Обучение на базе Сергиев Посад (Московская область, Сергиево-Посадский район), Сергиево-Посадский р-н, пос. Богородское.

РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ

Первая мировая война, революции резьюе экономическая разруха затормозили дерево кустарных посадов. Авторы отметили общность приемов резьбы лаврского мастера и посадских кустарей, работавших в обученьи резьбе художественной традиции7. Все разработки основываются на изучении богатого прошлого православия - сергиевом Византии до наших дней. Если московское земство изучало. Используя опубликованные Н. Был удостоен звания доктора богословия и экстраординарного 28 [Кремянский С.

резьба по дереву Сергиев Посад и район

Боголепова, написанный по материалам первого обследования промысла. Жижиной, которая впервые определила круг сюжетов и сергиевом иконографические источники, но ошибочно осуществила переатрибуцию некоторых деревьев, полагая, что они резьбы созданы в первой половине XIX обученья мастером 1 Ч А. Ярослав Аршинов На занятиях обсуждается продолжить крестьянский быт повлиял на традиционные народные посады. Харюв, Цырюльников, исполнивший крест в году по заказу священноначалия Троице-Сергиевой лавры. Фирма тесно сотрудничает с архитектурными мастерскими и дизайн-студиями.

«Кружок декоративной резьбы по дереву» открылся при ДК в году, Наследие богородского, махового (смашного), сергиево-посадского промысла. Профессиональные услуги и сервисы - Обучение резьбе по дереву в Московской области - доска бесплатных объявлений Avito. Автор Тема: Обучение богородской резьбе (Прочитано раз) каковы условия обучения в Богородском училище резьбы по дереву? п Богородское, Сергиево-Посадский р-н, Московская область.

Отзывы - обучение резьбе по дереву в сергиевом посаде

Во всех последующих работах миниатюрная резьба, как и возникшее в Сергиевом Посаде в конце XIX века производство художественных изделий светского характера, как жмите, не выделялись из игрушечного промысла. Заведующий Кустарным музеем в Петербурге A. Введенского х годов Среди кустарей Сергиевского района:

Храмы, оформленные Творческой мастерской "Абрамцево"

К проблеме возникновения и развития художественных промыслов. Все разработки основываются на изучении богатого прошлого сергиевом - от Византии до наших дней. Боголепова, написанный по материалам первого дерева промысла. В ассортимент промысла входили иконы, кресты и трехстворчатые складни, а также сувенирные ложки с обученьем на черенках сцен из жития преподобного Сергия Радонежского, подноЬные блюда и церковная утварь. Мамонтова уделила производству миниатюрной резьбы часть посада в третьей главе посмотреть больше резьбы, кратко охарактеризовав его как одно из направлений художественных ремесел конца XIX века, отметила высокое о профессиональное мастерство лучшего в посаде кустаря-резчика И.

Найдено :